Топ стран, которым Россия списала долги

Под воздействием разных факторов в России, как и в любом другом государстве, периодически возникают внутренние экономические проблемы. Несмотря на это, Правительством РФ регулярно принимаются решения о списании долгов другим странам. Во многих случаях задолженность (около 90 %) признается безнадежной, так как кредитором является не Россия, а уже несуществующий Советский Союз. Определить курс, по которому рассчитывались суммы займов, и юридически подтвердить эти данные на сегодня практически невозможно. Это и является основной причиной списаний. Сколько кредитов было аннулировано, с какой целью принимаются данные меры и каким странам удалось таким образом избавиться от финансовых обязательств, рассмотрим далее.
Кроме списания долгов другим странам, в России пользуется спросом процедура банкротства граждан РФ и индивидуальных предпринимателей, которая помогает освободиться от непосильных долгов и обязательств.

Куба

Куба занимает первое место по сумме долга, списанного Россией. В 2014 году эта страна освободилась от обязательств в размере 31,7 миллиардов долларов США. Сумма списания составила 90 % от общего объема займов, полученных в период существования Советского Союза. Таким образом России и Кубе удалось восстановить двусторонние торговые связи.

Внимание! Следует отметить, что в период Советской власти финансирование острова свободы осуществлялось скорее в целях оказания помощи дружественной стране и не приносило экономической выгоды кредитору. Неспособность Кубы погасить обязательства в полном объеме является основной причиной, почему Россия в данном случае списывает долги.

Оставшаяся задолженность в размере 3,5 миллиарда долларов, согласно договору, подлежит выплате в течение 10 лет.

Ближний Восток

Странам Ближнего Востока Россия тоже периодически списывает долги. В 2004 году данная мера была принята в отношении Ирака. Россия списала этому государству 9,8 миллиардов долларов, которые ранее были получены от Советского Союза.

Вскоре Ирак запросил новый кредит. Россия предоставила заем в размере 12,9 миллиардов долларов. Обязательства так и остались непогашенными. В качестве компенсации Ирак предложил свою поддержку российским кампаниям, проводимым на территории Ближнего Востока.

В 2007 году избавиться от долгов удалось и Афганистану. В период своего существования Советский Союз финансировал поставки оружия в эту страну, а также строительство заводов, больниц, школ и дорог. Но за годы гражданской войны Афганистан утратил платежеспособность.

В 2005 году были списаны долги Сирии в сумме 9,7 миллиардов долларов. Взамен Россия получила преференции для своих бизнесменов.

В 2008 году Ливия, которая имеет собственные месторождения нефти и с натяжкой может называться нуждающимся государством, была освобождена от кредитных обязательств в сумме 4,6 миллиардов долларов. Взамен Россия получила возможность заключить несколько выгодных договоров с данным государством. Например, был подписан контракт о совместном строительстве железной дороги стоимостью 2,5 миллиардов долларов.

Гражданская война, которая в скором времени началась в Ливии, лишила РФ возможности извлечь выгоду из заключенных договоров. В результате аннулирование кредитов утратило свой смысл. Но взыскать списанные долги уже не представляется возможным.

Азия

В 2003 году задолженность Монголии достигла огромного размера — 11,4 миллиарда долларов. Обязательства перед Россией превысили ВВП страны в два раза. Чтобы поддержать соседское государство и сохранить с ним дружественные отношения, правительство РФ приняло решение о списании 98 % долга. Остаток, который составил 300 миллионов долларов, был погашен.

Процедура списания долгов была проведена и в отношении других азиатских стран:

  • КНДР — 11 миллиардов долларов в 2012 году;
  • Лаос — 960 миллионов долларов в 2003 году;
  • Киргизия — 750 миллионов долларов в 2013 и 2018 годах;
  • Узбекистан — 865 миллионов долларов в 2014 году.

Африка

Советский Союз в течение длительного времени в целях получения зоны влияния на континенте финансировал страны Африки. Это способствовало налаживанию дружественных отношений с данными государствами. Африканские страны таким образом получали средства для развития собственной инфраструктуры и формирования боеспособной армии.

После распа́да Советского Союза их развитие прекратилось. Россия списала долг Африке в размере 20 миллиардов долларов в связи с неплатежеспособностью стран-кредиторов.

Украина

В отличие от других стран, Украине не приходится рассчитывать на списание долгов. В 2013 году между Россией и соседним государством был заключен договор, согласно которому РФ брала на себя обязательства по инвестированию 15 миллиардов долларов в государственные облигации. Данное условие было выполнено в размере 3 миллиардов долларов.

Но уже через год, после смены правительства, Украина отказалась от выкупа ценных бумаг. В ответ на это Россия обратилась в Высокий суд Лондона с требованием о признании дефолта второй стороны соглашения. Украина, в свою очередь, заявила, что считает долг незаконным, т. к. инвестиции следует расценивать как взятку Януковичу. Кроме того, со слов представителей данной страны лимит долга по государственному займу в результате действий России был превышен. По мнению экспертов, поправка, которая была внесена в бюджет в 2019 году, направлена на искусственное создание условий для получения кредита у РФ. В результате данных корректировок размер государственного займа был увеличен до 19,7 миллиардов долларов.

Кому еще Россия списала долги

Кроме перечисленных стран, от долгов в крупном размере удалось избавиться таким государствам:

  1. Вьетнам. В пользу этой страны Россией списано обязательств на сумму 9,5 миллиардов долларов. Общий размер долга составлял 11,3 миллиардов долларов. Остаток задолженности по условиям соглашения, заключенного между странами, подлежал выплате путем инвестирования двусторонних российско-вьетнамских проектов в период до 2022 года.
  2. Эфиопия. Сумма задолженности этой страны по состоянию на 2001 год (до первого списания) составляла 6 миллиардов долларов. В этом же году, в результате аннулирования части обязательств, она была уменьшена на 4,8 миллиардов долларов. С интервалом в 4 года был списан еще 1,1 миллиард долларов.
  3. Алжир. Сумма списания составила 4,7 миллиардов долларов. Согласно условиям договоренности, Алжир взял на себя обязательства по покупке российских промышленных товаров на соответствующую сумму.

Зачем Россия помогает другим странам

Современная Россия редко оказывает помощь другим государствам в виде прямых выплат. Как правило, для этой цели используются списания долгов и снижение цен на нефть и газ. Обе меры направлены на поддержку стран, проявляющих лояльное отношение к политике РФ.

По мнению многих экспертов, списание задолженности в большинстве случаев не имеет ничего общего с оказанием финансовой помощи. Современная Россия, в отличие от Советского Союза, не является лидером по объемам инвестирования в развитие экономики других государств. Проводимые списания — это своего рода констатация факта безнадежности долгов и невозможности их возврата. Суть заключается не в самом действии, а в уступках, которыми данный процесс сопровождается.

По мнению других экономистов, современная Россия все-таки сохраняет лидирующие позиции среди стран, предоставляющих гуманитарную помощь государствам, которые остро нуждаются в ней. Это своего рода традиция, которая сохранилась с давних времен. Ее суть не ограничивается желанием реализовать собственные политические интересы. Главная причина — это инициатива самого российского народа. Стремление оказать содействие в сложной ситуации — это одна из черт менталитета жителей России.

Согласно данной теории, можно сделать вывод, что Россия, в силу определенных особенностей, склонна проявлять щедрость и бескорыстие. При этом выгоды, которые она может получить взамен, являются лишь вторичными. Это не основная цель благотворительных мероприятий.

В таком случае напрашивается вопрос о том, а списывают ли долги самой России. Как ни странно, ответ отрицательный. Более того, Россия часто поддерживает других, когда сама нуждается в помощи. Например, в 2020 году, в самый разгар пандемии, в Ухань был отправлен гуманитарный груз весом больше 23 тонн. Он включал в себя медицинские препараты и средства индивидуальной защиты.

Так скольким же странам Россия помогла в этот сложный период. Поддержка была оказана Италии и даже США. Но это не означает, что Россия действует в ущерб себе. РФ ожидает ответной помощи в момент, когда ей это особенно необходимо.

Мнения специалистов о том, насколько целесообразно списание долгов другим странам, разделились. Одни политологи выступают в поддержку данной политики, а другие ее критикуют и считают нерациональной.

Мнения экспертов против списания долгов

Согласно мнению некоторых экономистов, списание долгов платежеспособным странам, таким как Ливия, Алжир и Вьетнам, нельзя считать целесообразным. В отношении других должников, таких как Куба и страны Африки, не имеющих возможности выполнить финансовые обязательства, более верным решением было бы заморозить задолженность. В таком случае сумма долга осталась бы неизменной, но начисление процентов было бы приостановлено.

Внимание! Задолженность по кредиту — это рычаг, позволяющий России сохранять зону влияния. Именно такой политики придерживается правительство США, подтверждая свою точку зрения на практике.

Мнения политологов в пользу списания долгов

В противовес критикам многие политологи выступают в поддержку списания долгов. Обязательства в данном случае расцениваются как товар. Списание долгов проводится взамен на какую-то услугу, в результате чего Россия получает конкретную выгоду. Это приносит РФ больше пользы, чем процесс ожидания возврата безнадежных долгов от государств, не имеющих финансовых ресурсов для их погашения.

В обмен на обязательства Россия получает возможность заключения новых перспективных контрактов, доступ к месторождениям полезных ископаемых и т. п. Такая практика успешно применяется во всем мире.

Внимание! Следует учитывать, что Россия выступает в качестве кредитора, а не должника, что позволяет брать инициативу и определять выгодные для себя условия соглашения.

Правительство РФ не делает важных шагов, которые могли бы нанести вред интересам государства. Скольким бы странам не были списаны долги, в каждом случае в учет принимаются вероятность невозврата заемных средств и возможность получения выгоды. Чем выше эти показатели, тем целесообразнее проведение процедуры аннулирования обязательств.

Но при наличии политической составляющей в условиях двустороннего соглашения ожидать поступления прибыли не приходится. Возникает вопрос, какие же тогда цели преследует Россия, списывая долги. В таких случаях интерес заключается не в финансах, а во взаимной политической поддержке между странами. Но многие россияне на сегодняшний день считают такое сотрудничество все менее оправданным с учетом убытков, которые несет при этом государство.
Источник: https://kredita.net/.

No Comments Yet

Leave a Reply

Your email address will not be published.

*

code