На определенном этапе вашей карьеры вам обязательно попадется плохой руководитель. Возможно, даже не один. И все в организации обычно знают, кто плохой руководитель. Все, кроме самих плохих начальников. Таких ленивых, некомпетентных и просто ужасных руководителей много, и они нередко убеждены, что выполняют свою работу хорошо.
По иронии судьбы, многие из этих плохих управленцев сами были жертвами плохих начальников. Они ненавидели своих эгоистичных и некомпетентных руководителей и обещали себе, что, если сами добьются руководящей должности, их стиль управления будет совершенно другим. Однако, как говорится, «абсолютная власть развращает абсолютно».
Руководители и политики особенно подвержены порокам, которые приносит власть.
Часто плохие начальники отделов – это продукт корпоративной культуры. Как и в других отношениях, в рабочих командах есть тенденция терпеть то, что дозволено. Например, домашние животные делают то, что им разрешают хозяева. Дети проверяют границы дозволенного, чтобы понять, что терпят их родители. Некоторые сотрудники будут обходить правила, чтобы увидеть, что им может сойти с рук. А плохие начальники отделов процветают – точнее, разрастаются как грибы, заражая организацию – потому что высшее руководство позволяет им это делать.
Иногда плохие начальники — друзья или члены семьи высшего руководства и те не хотят привлекать их к ответственности, чтобы не навредить личным отношениям. Иногда плохие руководители – признанные эксперты в своей области, и их глубокие знания ценятся выше, чем их обращение с подчиненными. А иногда вся компания придерживается подхода «сверху вниз», где ценность начальников ставится выше ценности сотрудников.
Какова бы ни была причина, если не контролировать ситуацию, плохой руководитель создает стресс, демотивирует сотрудников, снижает производительность и вызывает высокую текучесть кадров. И большинству компаний рано или поздно приходится с этим справляться.
Так как же узнать, что вы не созданы для того, чтобы быть руководителем? Продолжайте читать, чтобы узнать о некоторых потенциальных предупреждающих знаках.
Вы никогда не слушаете идеи других
Каждый любит быть правым, и большинство людей думают, что они правы чаще, чем есть на самом деле. На самом деле, некоторые люди склонны принимать собственные идеи, отвергая идеи других. Однако, когда вы руководитель, вам нужно проявлять сдержанность в этой области.
Ваша задача — способствовать командной работе и создавать среду, в которой каждый чувствует, что его мнение и идеи имеют значение.
Но если вы относитесь к тому типу людей, которые никогда не могут принять другую точку зрения или предложение изменить привычный порядок вещей, ваши работники научатся держать свои идеи и комментарии при себе. И со временем они даже не скажут вам, когда возникнут серьезные проблемы, которые необходимо решить. Они просто будут стоять и смотреть, как вы падаете с обрыва.
Вы управляете каждым шагом
Ваша работа — управлять. Однако, это не ваша работа — заниматься микроменеджментом.
По словам Ким Томпсон в The Houston Chronicle, микроменеджер — это тот, кто управляет с чрезмерным контролем или вниманием к деталям.
Однако вы не можете быть таким человеком. Да, вы в конечном итоге несете ответственность за то, чтобы работа была выполнена вовремя, в рамках бюджета и в соответствии со спецификациями.
Однако если вы одержимы контролем каждого аспекта работы каждого работника, вы тратите деньги компании. Ей не нужны два человека для выполнения одних и тех же задач. Позвольте сотрудникам работать самостоятельно – даже если их подход отличается от вашего, результат может быть таким же.
Вы негативно отзываетесь о своих сотрудниках
Как руководитель, вы можете давать указания и корректировать действия подчиненных. Ни одно из них не должно включать такие фразы, как «глупый», «некомпетентный», «тупой» и «безнадежный». Есть разница между «Иван, нам нужно проверить твою работу» и «Ваня, ты все испортил». Еще хуже, если вы обсуждаете своих сотрудников с другими, говоря, например, «У меня самая тупая команда в компании». Такие комментарии не только не решают реальных проблем, но и демотивируют. А что касается криков и воплей, возможно, вашим детям приходится мириться с этим, но другим взрослым — нет.
Вы не знаете своих людей
Практически невозможно эффективно управлять людьми, которых вы не знаете. Если вы относитесь к тому типу людей, которые предпочитают сказать: «Привет, Иван. Пожалуйста, сделай это», а затем исчезнуть на остаток дня, вам, возможно, следует пересмотреть свои управленческие устремления.
Вы должны уметь оценивать, удачный у Ивана день или нет, и вы должны уметь давать ему задания, основанные на его сильных сторонах. Это не значит, что вы должны ходить с Иваном выпить и ходить на игры в футбол его детей. Однако, если вы даже не знаете, есть ли у Ивана дети или нет, вы слишком далеки как руководитель, и вы относитесь к нему как к средству для достижения цели, а не как к личности.
У вас высокая текучесть кадров
Работники всегда ищут лучшие возможности трудоустройства. Однако если ваши работники уходят с корабля чаще, чем все остальные, возможно, проблема в вас. А если вас не особо волнует, что ваши работники уйдут с корабля, то проблема определенно в вас.
Вы не управляете объективно
Да, у вас есть работники, которые ленятся, но они вам очень нравятся, потому что они приносят пончики, или у вас общие увлечения, или вы просто «сближаетесь» с ними. Поэтому вы позволяете им приходить поздно, уходить рано и бездельничать. С другой стороны, у вас есть несколько действительно трудолюбивых сотрудников, но вы не согласны с их политическими взглядами, или, возможно, они не настолько общительны и разговорчивы, как вам бы хотелось.
Поэтому вы отдаете предпочтение тем сотрудникам, с которыми вам комфортно, и вы склонны давать им лучшие задания и быть максимально снисходительными. Однако такой стиль руководства — рецепт катастрофы. Вы должны судить своих сотрудников по их работе, а не по другим несущественным критериям. Если это кажется слишком сложным, это явный признак того, что вы не руководитель.
Управление – это не только должность и повышение зарплаты. Вам нужно находить баланс между объективностью и сочувствием, вести, мотивировать, обучать и иногда дисциплинировать сотрудников, оставаясь при этом человеком. Хорошие руководители ценят своих работников, что создает позитивную и продуктивную рабочую атмосферу.